neslom (neslom) wrote,
neslom
neslom

Как устроена парусная лодка

Устройство даже самой простейшей парусной лодки сложно понять среднему обитателю суши. Обилие морских терминов — здесь нет ни стен, ни потолка, ни зада, ни переда — может сбить с толку кого угодно. То есть, чтобы понять, как держится на воде и в принципе двигается яхта, нужно усвоить немалый словарный запас. Для многих это препятствие становится, к сожалению, последним.

Но стоит уделить вопросу совсем немного времени и внимания, как все становится предельно понятно. Специфическая терминология была и остается необходимой, поскольку используется практически всеми флотами планеты. Сегодня мы, на примере популярной линейки яхт Beneteau Oceanis, расскажем об основных составляющих парусной лодки и поясним самые необходимые и самые непонятные названия.



Корпус

Борта, палуба, транец, корма и нос — вот из чего состоит корпус обычной яхты. Левый и правый борта различают подводную и надводную часть. Их соединение, визуально больше изогнутое, называется скула. Транец соединяет борта сзади. Здесь обычно устанавливается трап. Вы наверняка знаете, что передняя часть судна — это нос, а задняя — корма. Не путайте с баком и кокпитом: бак — носовая часть палубы, кокпит — кормовая. Палуба, по сути, это практически любой настил, который закрывает помещение ниже.



Каюткомпания

Каюткомпания представляет собой своеобразную гостиную для всего экипажа. Здесь же предусмотрено место для штурмана и отдел под камбуз. Все пространство под палубой поделено на отсеки поперечными переборками. Здесь множество ниш, в которые удобно складывать необходимые предметы, стоят несколько рундуков, где хранится прочий матросский скарб и пассажирские вещи.



Камбуз

Любое судно оснащено собственной небольшой кухней — камбузом. На скромных, или небольших судах, эта кухня ограничена очень практичным набором: пара газовых конфорок и, может быть, небольшая раковина. Совсем иначе выглядит камбуз яхты более высокого ценового сегмента. Встроенная плита с духовкой, раковина, поверхность для готовки, отдельный стол для продуктов, шкафы для посуды и даже холодильник — таким оснащением может похвастать не каждая домашняя кухня.



Гальюн и душ

Современная яхта в обязательном порядке должна быть оборудована комфортным туалетом (гальюн) и душем. Первый на серьезных лодках оснащен электрической системой vacu flush и собственным сточным резервуаром, второй же представляет собой классическую душевую кабину. Встречаются, конечно же, суда, оборудованные полноценными ванными комнатами с джакузи, но относятся они, скорее, уже к классу суперяхт. Обычно дополнительный душ устанавливается и в кокпите. Используют его после купания в море.



Кокпит

В кокпите располагаются один либо два штурвала, панель управления двигателем, компас, чартплоттер, управление подруливающими устройствами и лебедки для управления парусами. Здесь же обычно размещается раскладывающийся столик. Из кокпита есть доступ к рундукам, в которых находится все нужное яхтсмену дополнительное оборудование, швартовочные концы и прочее.



Парусное вооружение

Парусное вооружение делится на паруса, рангоут и такелаж. Паруса, в свою очередь, бывают основными, штормовыми и дополнительными. В ординарном плавании используются основные. Рангоут — это все блоки и балки для управления парусами. Неподвижный рангоут включает в себя мачты, бушприт и стеньги, а подвижный — реи, гики и гафели. Управляются и крепятся все эти конструкции при помощи такелажа, стоячего или бегучего. Первый удерживает рангоут на должном месте, а с помощью второго матросы управляют парусами.



Паруса

На парусах стоит остановиться немного подробнее, ведь это — главный «привод» судна. Современные яхты используют паруса, изготовленые из надежных синтетических тканей. Косые паруса позволяют судну двигаться круто к ветру курсом бейдевинд. Дополнительные паруса используются на попутных курсах — это спинакер и генакер. Шьются они из очень легкой ткани и имеют площадь в несколько раз превышающую грот и стаксель вместе взятые. Это очень красивые паруса, обычно их делают яркими с различными изображениями. В большинстве случаев на рекламных картинках мы видим яхту, идущую именно под генакером.



Транец

Одно из последних модных веяний в яхтостроении — откидной транец. Вообще, транцевая доска предназначена для установки мотора, но на современной яхте она вполне справляется с ролью выносной купальной платформы. В случае серии Beneteau Oceanis, этот транец еще и оснащен специальным электроприводом. Чтобы превратить корму в удобную и комфортабельную палубу для отдыха у самой воды, достаточно всего лишь нажатия кнопки.

Понравилась запись? Расскажи друзьям!


Еще не в друзьях? Добавляйся!
Tags: simple sail, лодка, парус, чартер, черногория, яхта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments